09:19 

Дню Учителя посвящается…

мушка комарова
Душка-занудушка
Так как у нас сегодня День Учителя… А у меня есть, что сказать на эту тему…
Я иногда сомневаюсь, хороший ли я учитель. У меня, например, всегда очень фигово с дисциплиной. Недавно устроилась на новую работу, уже успела провести там несколько уроков (не своих! заменяла) – и меня первым делом спросили, мол, почему я не убираю бардак в классе перед тем, как зайдут новые дети, и почему у меня мальчик качался на стуле, а я не подошла и не сделала ему тихонько замечания.
Возможно, этому придется научиться. Но вообще-то, я сама периодически живу в бардаке и сама люблю качаться на стульях. Вот какого черта я могу это делать, а ребенок – нет?
…Тут ответ, конечно, будет стандартный: мол, дети маленькие, они еще не знают, что правильно, а что нет, им надо показать, их надо научить и ты ды. (Добавлю в скобках: чтобы, научившись «как правильно» и став, НАКОНЕЦ, взрослыми, они могли с чистой совестью забить на эти занудные правила).
Единственный известный мне пример, который показывает, что можно по-другому (уже 92 года показывает!), - это школа Саммерхилл в Англии. Ее создал Александр Нилл в 1921 году. Это такая школа-пансион (то есть ученики там живут), в которой на уроки ходить не обязательно. Теоретически ребенок может НИКОГДА не посетить ни одного урока. Точно так же ребенок может выйти с урока в любой момент и пойти по своим делам. Все сами выбирают, куда им ходить. Еще есть совет школы, состоящий из всех учеников и персонала (учеников, разумеется, больше) – так вот, голос есть у каждого. И голос какого-нибудь пятилетнего ученика равен голосу директора школы, вот такое вот веселое местечко.
А самое интересное – эта система работает!
То есть дети действительно выбирают то, что им интересно, и в этой области добиваются очень высоких результатов. Просто потому, что их никто не заставляет. Я уже молчу про то, что они гораздо счастливее и ответственнее детей из любой обычной школы.
Кстати, в Саммерхилле куча правил и законов, типа: «Никогда не катайтесь на велосипедах маленьких детей, даже если они вам разрешили». «Не залазьте на наше большое дерево в холодную и влажную погоду». Всего законов около 200. И я так полагаю, что они выполняются (я также догадываюсь, что придумывали их все сообща, взрослые с детьми).
Короче, это – для меня – идеальная школа.
...И никаких проблем с дисциплиной на уроках. То есть я в Саммерхилле не была, но я легко представляю, как это работает. Почему возникают проблемы? – потому что человеку становится скучно, и он не знает, куда себя деть. Он бы с радостью вышел и занялся более интересным делом, да нельзя. А в Саммерхилле - можно: он и выходит (без чувства вины, заметьте!). А все, кто сидит в классе, значит, по-настоящему заинтересованы.
(Опять же, преподу весело, потому что учить детей, которые в любой момент могут свалить с твоего урока – это особое искусство, тут никакой лажи допускать нельзя, или против тебя проголосуют ногами!).

На закуску – несколько цитат А. Нилла:

«Очевидно, что школа, которая заставляет детей, активных по своей природе, все время сидеть за партами, изучая по большей части бесполезные предметы, — это плохая школа».

«Ни один педагог на свете не имеет права лечить ребенка от желания извлекать шум из барабана. Единственное, от чего можно лечить, — это несчастливость».

"Саммерхилл — это такое место, где имеющие способности и желание заниматься наукой станут учеными, а желающие мести улицы будут их мести. Мы, правда, до сих пор не вырастили ни одного дворника. Я пишу это без всякого снобизма, потому что мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят ученые-невротики".

Ах, да, и есть еще четырех-серийный художественный фильм про Саммерхилл, я его не смотрела, но сейчас качаю и планирую посмотреть. Ссылка вот:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2850046

@темы: Ученички, Интересно

URL
Комментарии
2013-10-05 в 11:07 

Сын Дракона
Я, конечно, не совершенство... Но шедевр еще тот! )
Вот какого черта я могу это делать, а ребенок – нет?
Потому что если Вы навернетесь и расшибете себе голову - это чисто Ваша проблема. А если ребенок - то это будет двойне Ваша проблема, потому что пока он у Вас на уроке, он под Вашей ответственностью. Вопрос не в том, что ему хочется, а в степени травмоопасности. Вам же самой будет в психологическом плане будет плохо, если этот ребенок упадет и ударится.

2013-10-05 в 11:12 

Эли
я говорю с серьёзным видом, но внутри меня танцуют олени
Ооо, вот чувствую, я сейчас гигантский коммент напишу.) Заранее извиняюсь.))) Я посмотрела этот четырёхсерийный фильм про Саммерхилл прошлой зимой, и поначалу никак не могла отделаться от противной мысли - не, ну так не бывает, это неправильная школа, в правильной школе всё по-другому, там злобные учителя заставляют учить скукоту, и потом из неё выходит эта, как её, разносторонне развитая личность!)) Хотя я же сама училась в этой правильной школе, благополучно проненавидела всю эту систему почти все десять лет, а главное - особо нифига не делала и знаний особых так и не вынесла)) Но вот засел же в мозг шаблон, что по-другому быть и не должно. Ну а к концу последней серии я аж расплакалась и решила, что вот так оно быть и должно! И, может, это не мы с тобой неправильные учителя, а со всей школьной системой что-то не так. Я вот думаю, если бы у меня ученик качался на стуле, я бы и не заметила даже, то есть значения бы не придала - ну а что такого, просто сидит человек, жизни радуется)) Я тоже люблю качаться на стульях)) Просто нужно аккуратно, чтоб не упасть, а что ломаются - школьные стулья вообще вещь такая, недолговечная, ну это же дети))) один качающийся ученик хуже уже не сделает))) Мне вот всегда непонятно было как ученику - и как учителю теперь, очень не хочется под это прогибаться - ну каким это образом моей или чьей бы то ни было учёбе может помешать то, что я не десять клеточек отступила, как было сказано, а сколько было удобно? Кто-то аргументирует - ну пусть сначала научатся как надо, а потом - как удобно. Но это не отменяет вопроса, какого чёрта НАДО именно эти десять клеточек, зачем) и так во всём. Как будто самоцель - не научить предмету, а научить дисциплине, которая проявляется не в том, чтобы никому не мешать и быть вежливым, а в том, чтобы выполнять бессмысленные требования, цель которых непонятна - просто делай и не задумывайся. Иногда кажется, что выполнение бессмысленных требований - и есть вся суть школьного обучения) Малыши-второклашки меня в прошлом году всё спрашивали, когда в тетради писали: а у этой буквы хвостик надо или нет (в тех случаях, когда он там не смыслоразличительный, а вообще для красоты, поэтому кто-то пишет, кто-то нет), а здесь в одну строчку или в две, ой, а что мне делать, я за поля вылез... Я сначала просто говорила - да пишите как вам удобно, не парьтесь, а потом не удержалась и вообще крамольное сказала, мол, ребята, я знаю, что учителя в школе следят за каждым несчастным хвостиком, который вылез на поля, и вы там можете делать вид, что их слушаетесь - но для себя знайте: все эти мелочи никому не нужны, взрослые вас учат всякому, а сами пишут так, чтоб было удобно и понятно, ну и вы можете писать так, чтоб было удобно и понятно; если что с хвостом, что с завитком, что лысой в этой букве всё ещё легко узнается d - то и пишите как хотите, по крайней мере у меня на уроках. Саботировала, короче, процесс воспитания разносторонне развитых личностей, даже стыдно потом было))) но правда, это всё такая ерунда. И балаган на уроках, если он по теме - можно же веселиться по теме)) - это круто, так всё лучше запоминается, а 40 минут сидеть по струнке - это жесть, по себе помню. Как говорится, не можешь запретить безобразие - возглавь.)))) ну а как можно запретить детям радоваться жизни) заставлять их сидеть смирно и чуть что - орать на них? Ну неее)
Вот. Вообще, если бы кто-то открыл у нас школу вроде Саммерхилла, я бы сразу пошла туда работать))) только что начала читать книгу Александра Нилла, кстати. "Воспитание свободой", что ли, называется?.. Думаю, я оттуда много полезного почерпну - а то у меня хилые такие эти "педагогические положения" в голове, за неимением опыта нечем подкрепить, кроме как "я недавно была школьником и я помню, что так быть не должно!!!11расрас")) Как кто строгий спорить со мной начнёт - сразу думаю, окаай, может, это я неправильный раздолбайский учитель.))) А ты читала её?)

2013-10-05 в 11:20 

мушка комарова
Душка-занудушка
Сын Дракона, да, мне так и сказали, мол, а если он себе шею сломает? ) Но на самом деле я была за свою жизнь свидетелем многих покачаний на стульях, и никто не упал и шею себе не сломал ни разу )))))

Элианка,
и вы там можете делать вид, что их слушаетесь - но для себя знайте: все эти мелочи никому не нужны, взрослые вас учат всякому, а сами пишут так, чтоб было удобно и понятно, ну и вы можете писать так, чтоб было удобно и понятно
Молодец! Жму руку! :buddy:
Потому что эти хвостики - ХРЕНЬ! Подумаешь, научили меня, как правильно. А я всё равно так не делаю. Мой папа вообще пишет букву "Ж" как "V" - не думаю, что его в школе этому учили )))))
ну а как можно запретить детям радоваться жизни) заставлять их сидеть смирно и чуть что - орать на них?
Нет, орать - это только отдельные неадекваты могут. Или адекваты, у которых нервы не выдержали )))) Но вариант "подойти и на ушко сделать замечание" мне тоже активно не нравится. Потому что мне бы после такого было стыдно, как будто я, простите все, читать дальше
А ты читала её?)
Не читала. Боюсь, прочитаю - и буду сильно злиться из-за того, что вокруг всё не так, а "так" вряд ли будет.

URL
2013-10-05 в 11:22 

Эли
я говорю с серьёзным видом, но внутри меня танцуют олени
А если ребенок - то это будет двойне Ваша проблема, потому что пока он у Вас на уроке, он под Вашей ответственностью. Вопрос не в том, что ему хочется, а в степени травмоопасности. - вот кстати, да, с качанием на стуле тут неоднозначный вопрос ещё. Я, правда, ни разу не видела, чтобы кто-то так падал, но теоретически вполне возможно. Эх, надо парты, которые как скамьи, смежные со столом и не качаются, чтобы не искушать))) Но всё равно осуждаются-то в традиционном педагогическом укладе и вещи не столь травмоопасные, просто чуть-чуть отличные от того, чтобы сидеть смирно и по струнке, руки полочкой, буэээ. Суть в этом, думаю)

2013-10-05 в 11:24 

мушка комарова
Душка-занудушка
Элианка, ну кто придумал, что это травмоопасно? Так травмоопасность можно в чем угодно разглядеть. В прыгании через скакалочку, например. Или на одной ножке. А про ролики и велик я вообще молчу. Или у нас двойные стандарты: "пусть ребенок как угодно травмируется на улице, а в классе он не должен"?

URL
2013-10-05 в 11:36 

Сын Дракона
Я, конечно, не совершенство... Но шедевр еще тот! )
мушка комарова,
У меня так племянник навернулся. В классе уже третьем, так что не очень маленький. Ему повезло, что за спиной сервант был - хоть на пол не грохнулся, но вообще спиной крепко приложился.
Вы не можете знать за каждого конкретного ребенка, что у него там с координацией. И, как тут верно отметили - многие стулья в общественных местах старые и разболтанные. Где гарантия, что вот именно с этим ребенком именно этот стул не подведет?

Есть вещи, которые ущемляют развитие ребенка: резкое подавление, пренебрежением учителем личности ребенка, игнорирование или, напротив, придирки - это одно. А есть набор обычных правил по технике безопасности. У десятка тысяч детей этого не было. А у одного или двух - будет. Что, покачаться на стуле - это вот прямо такая духовная необходимость, чтобы потом кто-то один расплатился за это жизнью или здоровьем?

2013-10-05 в 11:47 

Эли
я говорю с серьёзным видом, но внутри меня танцуют олени
мушка комарова, вариант "сделать замечание на ушко" вообще странный какой-то, не знаю, меня тоже что-то в нём напрягает)
Боюсь, прочитаю - и буду сильно злиться из-за того, что вокруг всё не так, а "так" вряд ли будет. - это да. Но можно просто самому внедрять такие принципы (фу, как канцелярски сказала, это всё универ меня портит))) - ну да, от одного человека ничего глобально не изменится, но, как было в той известной притче, "всех не спасу, а для этой морской звезды всё изменится, например". Хотя мне почему-то кажется, что у тебя и без книг это прекрасно получается!)
ну кто придумал, что это травмоопасно? Так травмоопасность можно в чем угодно разглядеть. В прыгании через скакалочку, например. Или на одной ножке. А про ролики и велик я вообще молчу. Или у нас двойные стандарты: "пусть ребенок как угодно травмируется на улице, а в классе он не должен"? - в классе страшно именно потому, что под мою ответственность, потом совесть будет грызть - "блииин, не уследила", если что. Но я вообще могу разглядеть травмоопасность везде, ибо трусиха страшная в этом плане - и на всяких лыжах-коньках-роликах так и не научилась кататься, и даже велика опасаюсь немного)) Качание на стуле мне кажется наименее травмоопасным видом спорта из перечисленных))) Вот не знаю, правда. Теперь буду думать - хорошо это или плохо))))) Хотя, конечно, я могу представить такое падение только в одном случае - если стул уже разваливается.)

2013-10-05 в 11:55 

мушка комарова
Душка-занудушка
Элианка,
Но я вообще могу разглядеть травмоопасность везде, ибо трусиха страшная в этом плане
"Не тронь киску, она поцарапает! Не тронь собачку, укусит! Не лезь на дерево, упадешь!" - и прочие заветы родителей, м? А чем учитель будет лучше со своим "не качайся на стуле - упадешь и сломаешь себе шею!" -?

URL
2013-10-05 в 11:55 

Эли
я говорю с серьёзным видом, но внутри меня танцуют олени
Может, нужно научить технике безопасности качания на стульях - чтобы, если уж хочется, качались только тогда, когда за спиной очень близка прочная опора. :-D (Помню, я не любила сидеть на самых последних партах именно потому, что качаться было неудобно и страшновато - опоры-то из другой парты не было)))

2013-10-05 в 11:57 

мушка комарова
Душка-занудушка
Элианка, вот кстати. Техника безопасности - это тема.
В том же Саммерхилле еще здоровый взгляд на интимные отношения между учениками: главное - техника безопасности. Как они сами пишут у себя в FAQ, "насколько мы знаем, беременности пока ни одной не было" )))

URL
2013-10-05 в 11:58 

Эли
я говорю с серьёзным видом, но внутри меня танцуют олени
мушка комарова, о, наверное, я выше ответила на твой комментарий, ещё даже не прочитав его -))) техника безопасности качания на стульях и на всём прочем, м?)) Это уже вроде "не тронь собачку, если она яростно лает и бежит на тебя с пеной, стекающей из пасти"?

2013-10-05 в 12:01 

Эли
я говорю с серьёзным видом, но внутри меня танцуют олени
мушка комарова, пока отвечаю на один комментарий, уже появляется другой :-D ну, в общем, ты меня поняла))
а кстати, я почему-то думала, что в Изи не следят за дисциплиной на уроках так традиционно сурово, судя по весёлой атмосфере, которой славится эта школа...)

2013-10-05 в 12:02 

мушка комарова
Душка-занудушка
Элианка, вот представь, я тоже так думала (

URL
2013-10-05 в 15:15 

Ульве
They were two little children stuck in the bodies of grown ups.
Если качаться на стульях опасно, значит, надо изобрести и расставить в школах стулья, на которых качаться безопасно. Это не такая уж сложная задача для мебельных дизайнеров или кто там этим занимается. Наверное, такие стулья даже есть, но никто не хочет ставить их в школах?
А вообще на стульях качаются от недостатка активности и стимуляции обычно. Если рядом есть качели, то зачем качаться на стуле.
Саммерхилл это чудесно, да, но еще можно попробовать сделать учебу посвободней прямо на своем уроке (как у Роджерса в Свободе учиться).
А вообще, мне кажется, школа с классно-урочной системой была нужна, когда надо было обучить большое количество неграмотных людей, там не было времени и возможности рассуждать о личности. Теперь такое оптовое обучение уже не нужно, уже возможны другие формы обучения, экстернат, семейное образование, анскулинг, дающие индивидуальный подход. Так и школы должны измениться в эту сторону, ну, мне бы так хотелось.

2013-10-05 в 16:46 

мушка комарова
Душка-занудушка
Ульве, мне бы тоже так хотелось, но представляете, как этого должно не хотеться Министерству Образования? )))) Как проверять-то всю эту красоту? Я помню, еще в универе училась, и у нас была жуткая тётка - препод педагогики, вот мы с ней поспорили именно про Саммерхилл. Она: "Ну вот отмените вы оценки - а к вам проверяющие придут, что тогда?" Я: "Есть конструктивное предложение: отменить проверяющих!"
Кстати, и фильм примерно про то же (посмотрела его уже).

URL
2013-10-05 в 17:41 

мушка комарова
Душка-занудушка
Сын Дракона, пропустила Ваш комментарий )))
Я верю, если Ваш племянник в свое время навернулся, то ничто не могло его от этого спасти. Ну, не навернулся бы он при качании на стуле - споткнулся бы посреди улицы. Так или иначе получил бы какую-нибудь травму.
Ну ладно, я признаю, что мне как учителю было бы приятнее, если бы у меня на уроке ребенок остался цел (фраза имеет циничное продолжение: ...а травмировался уже где-нибудь в другом месте). Здоровья племяннику, кстати, и пусть больше ни-ни! )))))

URL
2013-10-07 в 17:20 

Sinica
мушка комарова,
про Саммерхилл впервые прочла у вас - с одной стороны, вдохновляет и радует, что есть такое, с другой - не верится, что ребёнок захочет учиться сам, если никакого принуждения не будет )))
хотя - почему не проверить )))

Смотрю на то, как дочка учится, и понимаю, что на них учителя меньше давят, к счастью, чем на нас (она учится в той же школе, что и я, даже некоторые учителя ещё те же). Но всё равно - давят. Начиная от того, что контролируют причёски (никаких хвостов или распущенных волос, только косы - если волосы длинные), одежду (никаких ярких колготок), и заканчивая в целом отношением.
В начальной школе я её отводила утром - у входа в школу стояла дежурная учительница и стальным голосом кричала: "Иванов, опоздал на зарядку! Петрова, три минуты до урока, опоздала!" И с утра ребёнок с таким настроением в класс идёт.

Я понимаю, что учителю важно, чтобы ребёнок приходил вовремя, и он давит самым простым способом - страхом.
Но это так моё детство напомнило зашуганное...

2013-10-08 в 07:17 

мушка комарова
Душка-занудушка
Sinica,
не верится, что ребёнок захочет учиться сам, если никакого принуждения не будет )))
А представьте: вот он такой не учится, ходит - своими делами занимается. Ну хорошо, позанимался немного. А большая часть ребят в это время - на уроках, поболтать не с кем, поиграть не с кем. А потом ведь они еще возвращаются с уроков и делятся впечатлениями! Когда-нибудь ему просто-напросто станет любопытно ))) И, как минимум, захочется в компанию )

Начиная от того, что контролируют причёски (никаких хвостов или распущенных волос, только косы - если волосы длинные), одежду (никаких ярких колготок), и заканчивая в целом отношением.
А-а... грррх! :bull: Убила бы всех на месте! Такое ощущение, что такие училки - старые девы, которым теперь завидно и оскорбительно, если кто-то при них выглядит по-женски привлекательно (

URL
2013-10-08 в 10:10 

Sinica
мушка комарова,
А большая часть ребят в это время - на уроках, поболтать не с кем, поиграть не с кем.
а может наоборот ))))
большая часть ребят тусуется и балду пинает )))
а те, кому вроде бы интересно на уроке, смотрят на тех в окно и думают - а ведь у них интереснее ))))
и сваливают ))))

я к тому, что учиться всегда сложнее, чем не учиться.

2013-10-08 в 15:06 

Ульве
They were two little children stuck in the bodies of grown ups.
я к тому, что учиться всегда сложнее, чем не учиться.

Если учиться - это сидеть на уроке смирно, не имея возможности ничего сказать или сделать без разрешения, вынужденно слушать нудный и монотонный рассказ учителя, игнорируя окружающий мир и собственные мысли и желания - то да, это сложнее. А если учиться это быть супер-агентом, расследующим тайны, ученым-экспериментатором в лаборатории, путешественником по новым неизведанным мирам - то это куда проще, чем скучать на улице. Интересное переносится проще скучного, вопрос в том, на каком полюсе окажется учеба.

2013-10-08 в 15:41 

Sinica
Ульве,
в целом - да, согласна.

Помню, в детстве читала повесть, там описывался урок молодого географа: парты сдвинуты к стенам, на полу расстелена карта. "Кто у нас сегодня атланты?" - встают двое ребят, держат карту звёздного неба. И детям надо проложить, ориентируясь на звёзды и компас, путь Колумба к Америке.

Здорово, до сих пор вспоминаю с удовольствием )))
но сейчас возникает вопрос - а что делали остальные, пока один-двое путь прокладывали?

С моей точки зрения, игра оживляет учёбу, но остаётся её элементом.
И как бы то ни было, обучение - это узнавание нового. Радостно, но и напряжно.

Конечно, я за то, чтобы детям было интересно.
Но мне не очень верится, чтобы весь учебный процесс стал сплошным счастьем без внутренних усилий и заставления себя, принуждения.

2013-10-08 в 18:01 

Ульве
They were two little children stuck in the bodies of grown ups.
Но мне не очень верится, чтобы весь учебный процесс стал сплошным счастьем без внутренних усилий и заставления себя, принуждения.
Мне кажется, так и не должно быть.
Например, я люблю ездить на велосипеде, открывать новые пути, особенно на "пересеченной местности" (если так можно назвать городские парки и лесочки, конечно). Каждая новая дорожка доставляет мне невероятное удовольствие, я обожаю следить, куда же она приведет. Но в таких поездках всегда бывают и трудные места: иногда надо ехать в горку, иногда приходится перетаскивать велик через препятствия или вообще затаскивать по склонам вверх, иногда, чтобы добраться до нового парка, надо ехать по страшному шоссе и тд. Но я делаю все это, потому что в целом деятельность катания на велосипеде приносит мне удовольствие. И если б я не делал этого, а просто ездил бы кругами по ровной велодорожке, это было бы легко, но скучно.
Так же в идеале должно быть с обучением: иногда приходится напрячься и сделать что-то сложное/нудное/неприятное, но в целом вся деятельность приносит удовольствие. Тогда будет внутренняя мотивация, которая сама заставит ребенка что-то делать. Конечно, у детей в разном возрасте возможности воли разные и поэтому вклад воли должен быть разным. Младший школьник может внутри игры сделать какое-то трудное действие, а подростку уже по силам сделать самостоятельный проект. Но и дошкольники могут обучаться сами, это хорошо показывает опыт монтессори-педагогики.

2013-10-09 в 07:30 

мушка комарова
Душка-занудушка
Sinica, Вам же не было напряжно искать информацию про древних греков и троянскую войну в свое время? )))))
А всё потому, что это был Ваш интерес. Так и с учебой: если ребенок выбрал только, скажем, две какие-то дисциплины, но потому, что это ему реально интересно, - ему и учиться будет в радость.

URL
2013-10-09 в 07:39 

апофатия
непрерывный суицирк
Единственное, от чего можно лечить, — это несчастливость
:hlop: :heart::heart::heart:

Описанное в посте и мысли в ряде комментов так прекрасны, что странно-страшновато верить в то, что такое может быть на самом деле.
Мир же ужасен и страшен, ну :smiletxt:.

2013-10-09 в 09:19 

мушка комарова
Душка-занудушка
рана бытия, кстати, люди так и реагируют на рассказ про Саммерхилл ))) "Такого не бывает, к сожалению" ))

URL
2013-10-09 в 09:42 

Sinica
мушка комарова,
ну, мне кажется, есть любимые и интересные уроки на фоне скучных и нелюбимых )

а на фоне "погулять" или "порубиться в игрушку от души"?

какое там учиться, если можно не учиться )))

если ребенок выбрал только, скажем, две какие-то дисциплины, но потому, что это ему реально интересно, - ему и учиться будет в радость.
ну да. Но я как мама против, чтоб ребёнок окончил школу только по двум дисциплинам ))))

2013-10-09 в 09:47 

апофатия
непрерывный суицирк
ребёнок окончил школу только по двум дисциплинам
ой, да это же я :smiletxt:.
Очень жалею, что большую часть школьных лет чудесных пришлось учиться по традиционной программе. В итоге без проблем поступила в университет с двумя-тремя дисциплинами в аттестате, на третьем курсе бросила, но это уже другая история.

2013-10-09 в 10:23 

мушка комарова
Душка-занудушка
Sinica,
а на фоне "погулять" или "порубиться в игрушку от души"?
Я тоже люблю гулять и рубиться в игрушки (а также много чего еще), но когда я долго в отпуске, я начинаю скучать по своей работе )
Может, у детей всё так же обстоит?

какое там учиться, если можно не учиться )))
Поначалу - наверняка ))))) Если ребенок перешел в Саммерхилл из традиционной школы, например. А вот посмотреть на первоклашек - так все просто жаждут что-то новое узнать. Это потом из них вытравливается такое желание...

Но я как мама против, чтоб ребёнок окончил школу только по двум дисциплинам ))))
А по какой причине? Никуда потом не поступит? Или кругозор будет узкий? Или еще что? )

URL
2013-10-09 в 10:31 

Sinica
мушка комарова,
А вот посмотреть на первоклашек - так все просто жаждут что-то новое узнать. Это потом из них вытравливается такое желание...
в целом - да )))
и конечно, хочется, чтоб учёба была в радость )))

просто у дочки сейчас в 6 классе - как и предыдущие пять, впрочем, - завалы с уроками, раньше половины одиннадцатого не ложимся. Учится хорошо, но я подспудно ожидаю момента, когда она забьёт на всё это дело )

А по какой причине?
ну вот да, кругозор узкий )))

2013-10-09 в 17:54 

мушка комарова
Душка-занудушка
Sinica,
завалы с уроками, раньше половины одиннадцатого не ложимся
У меня пока детей нет, так что сложно представить, как это будет в моей семье ) Очень не хочу, чтобы дети повторили мой отрицательный опыт: уроки, уроки, уроки, надо хорошо учиться (сейчас спрашиваю себя: "А на черта?")...
ну вот да, кругозор узкий )))
Школа - не единственный ведь источник знаний о мире )

URL
2013-10-09 в 18:03 

Sinica
мушка комарова,
Школа - не единственный ведь источник знаний о мире )
безусловно )))

тут дело не только в накоплении и освоении знаний, хотя и это тоже важно, - сколько в воспитании добросовестности.
Делать всё хорошо )
в смысле - выполнять все домашние задания.

В будущем это качество - выполнять порученное качественно - очень важно, я думаю.

2013-10-10 в 03:13 

Ульве
They were two little children stuck in the bodies of grown ups.
Обычно интересы у детей меняются. Редко найдется человек, который с самого детства и всю жизнь интересуется какой-то узкой областью (но это тоже неплохо, быть хорошим специалистом в своей области). К тому же все связано, нельзя изучать ядерную физику без всей остальной физики, химии, математики, философии, истории и тд. И так же с другими дисциплинами. А еще дети общаются между собой и учат друг друга.
Sinica,
В будущем это качество - выполнять порученное качественно - очень важно, я думаю.
Вот не знаю, сомнительное какое-то качество. У меня такое есть, я пытаюсь от него избавиться, очень уж жить мешает. Лучше бы у меня было качество различать, что действительно надо сделать хорошо, что можно сделать кое-как и что можно вообще не делать. И еще чтобы было качество понимать, чего хочется мне самому, и хорошо делать именно это. Но такие качества теперь уже сложно приобрести.

мушка комарова,
Убила бы всех на месте! Такое ощущение, что такие училки - старые девы, которым теперь завидно и оскорбительно, если кто-то при них выглядит по-женски привлекательно (
Все-таки напишу, не хочу обидеть или что-то такое, просто задело. Обвинение учительниц в том, что они "старые девы" и завидуют, поддерживает стереотип о том, что без внимания мужчины женщина "не состоялась", что умаляет самоценность личности женщины. Это кажется мне оскорбительным. Подобные правила вводят и педагоги-мужчины (они-то чему завидуют?). В действительности, у учительницы может быть много причин вводить такие ограничения, и вообще мне кажется, что это не личная инициатива учителей, они просто вынуждены транслировать (озвученные или скрытые) правила начальства, общества в целом или какой-то группы. Но даже если личная инициатива, это не повод делать выводы о личной жизни человека и упрекать его за нее.

2013-10-10 в 06:29 

мушка комарова
Душка-занудушка
Ульве, стереотип о том, что без внимания мужчины женщина "не состоялась"
Да, видимо, у меня в голове как раз и есть этот стереотип ))))) Я действительно считаю, что без внимания мужчины средняя женщина - не состоялась. Состоялась без его внимания - какая-нибудь мать Тереза, разве что )
И мужчина без женщины (в моем представлении) не состоялся. Разве что это Никола Тесла :-D

не повод делать выводы о личной жизни человека и упрекать его за нее
НЕ за нее. Быть старой девой - не вина, а беда (ИМХО, конечно). А за то, что другим иначе жить не позволяешь.
Хотя Вы, конечно, правы, что это могут быть не личные требования учителя, а стандарты, введенные кем-то другим. Ну, значит этого "кого-то другого" - найти и прибить нафиг! *кровожадный оскал*

Sinica,
Делать всё хорошо )
в смысле - выполнять все домашние задания

Тут я соглашусь с Ульве, что полезность этого качества - сомнительная. Я бы тоже предпочла, чтобы у меня за школьные годы не это качество выработалось, а умение забить на д/з ради чего-нибудь более жизненного.

URL
2013-10-10 в 10:27 

Sinica
Ульве, мушка комарова,
еще чтобы было качество понимать, чего хочется мне самому, и хорошо делать именно это.
это вообще главное, определяющее и смысл жизни каждого человека, и способность быть счастливым, по-моему )

Но одно другого не исключает, на мой взгляд.

Оффтоп:

Я беседовала как-то с учителем одной из наших гимназий, он говорил о том, что отличник - это вовсе не ботаник и не зубрила, для которого форма (оценка) важнее содержания (собственно знаний).
Учёба, освоение нового - это вообще один из самых сложных процессов для человека. Отличник - человек с хорошей памятью, концентрированностью внимания, но кроме этого - усидчивый и привыкший делать хорошо всё, что задано. В старших классах сложно справляться с объёмом домашних заданий, поэтому отличник умеет распределить время и силы.
Собственно, все эти качества нужны и во взрослой жизни. Всегда приятно иметь дело с грамотным и исполнительным человеком. Творческие раздолбаи бывают прекрасны, но добросовестное исполнение в срок, как правило, ценнее.

2013-10-10 в 10:50 

апофатия
непрерывный суицирк
Sinica,
позвольте вклиниться в дискуссию, больно интересная тема. И задать вопрос.

Творческие раздолбаи бывают прекрасны, но добросовестное исполнение в срок, как правило, ценнее.
Для кого - "ценнее"? И/или для чего?
Интересно, право же.

Ну и не могу не оставить ссылку, мне кажется, она будет здесь в тему.
про отличников и двоечников

2013-10-10 в 11:19 

Sinica
рана бытия,
но добросовестное исполнение в срок, как правило, ценнее.
Для кого - "ценнее"? И/или для чего?

я имела в виду себя. Мне приятнее работать с ответственными людьми )
с раздолбаями-двоечниками намучилась уже )

Ссылка в тему )))
но она более широкого плана, психологичного )
в том смысле, что отличник - зашоренный и задёрганный невротик, которого внутри кто-то всё время тянет за нить - вставай, делай, вперёд... а он не хочет, но делает.
А двоечник - счастливый раздолбай, который делает только то, что хочет.

С обоими утверждениями можно поспорить )
но я бы сказала, что "отличник" - человек, привыкший делать.
"Двоечник" - бездельничать )

2013-10-10 в 11:30 

апофатия
непрерывный суицирк
Sinica,

я имела в виду себя. Мне приятнее работать с ответственными людьми )
с раздолбаями-двоечниками намучилась уже )

Теперь поняла, большое спасибо!

но я бы сказала, что "отличник" - человек, привыкший делать. "Двоечник" - бездельничать )
А после этой фразы поняла еще больше. Наверное, дело в том, насколько важна для отдельно взятого человека т.н. "функциональность" (пардон, не могу подобрать слово попроще и поконкретнее) - как собственная, так и окружающих.

но она более широкого плана, психологичного )
в том смысле, что отличник - зашоренный и задёрганный невротик, которого внутри кто-то всё время тянет за нить - вставай, делай, вперёд... а он не хочет, но делает. А двоечник - счастливый раздолбай, который делает только то, что хочет.

Ага, психологично. Но "корни" характеров во многом растут прямиком из школьной скамьи.
Мне вот, кстати, не показалось, что симпатии автора всецело лежат на стороне "двоечников". И у тех, и у других - свои достоинства-недостатки, особенности.

А еще подумалось оффтопом.
Будет ли хорошо в "Саммерхилле" ребенку, который от рождения - весь такой "маленький взрослый", серьезный-гиперответственный-педантичный? Или подобный склад характера может быть только результатом пережитой травмы/последствием ошибок воспитания?

2013-10-10 в 11:35 

Sinica
рана бытия,
спасибо за понимание )))

Это серьёзный вопрос, конечно.
Который решаешь каждый день, глядя на своего ребёнка ))))

подобный склад характера может быть только результатом пережитой травмы/последствием ошибок воспитания?
для меня пример гиперответственного ребёнка - Гермиона из "Гарри Поттера" )
наверно, своим стремлением всё делать хорошо она что-то компенсировала, какие-то комплексы.
Но с другой стороны - ей нравилось учиться, у неё это получалось.

Или вы что-то другое имели в виду? )

2013-10-10 в 11:43 

апофатия
непрерывный суицирк
Sinica,

Гермиона - не то. Она и повеселиться умеет, и подколоть, если требуется.
Мне вспомнилась одна грустная девочка, с которой мы повстречались на детском утреннике. Девочка печально сидела в уголке и говорила о том, как неинтересны ей все эти забавы и прочее праздничное. И о том, как она придет домой и будет рисовать серьезные и грустные картины.

2013-10-10 в 11:48 

Sinica
рана бытия,
да, звучит грустно )
мне вроде бы такие дети не попадались ещё.
Но вообще этот момент - когда ребёнку неинтересно то, что развлекает большинство его сверстников, - бывает )
впрочем, это уже не о гиперответственности речь.

2013-10-10 в 16:43 

мушка комарова
Душка-занудушка
Ой, что тут происходит! Как интересно-то! )))
Статья про отличников и двоечников прикольная )))
С ужасом узнала в отличниках себя :-D
У меня есть друг, который в школе не делал д/з практически совсем. И уроки прогуливал. Это не мешает ему очень ответственно относиться к своей работе.

URL
2013-10-10 в 17:02 

апофатия
непрерывный суицирк
мушка комарова,

С ужасом узнала в отличниках себя
А я себя ни в ком не узнала. Отличник из меня никудышный, а для того, чтобы быть настоящим двоечником, хорошо бы иметь побольше воли к жизни.
Предлагаю ввести третью категорию - "освобожден и не ходил". :smiletxt:

2013-10-10 в 17:18 

Sinica
рана бытия,
Предлагаю ввести третью категорию - "освобожден и не ходил".
:-D

2013-10-10 в 17:33 

мушка комарова
Душка-занудушка
рана бытия, кстати, да, очень удачное дополнение! )

URL
2013-10-10 в 20:38 

Ульве
They were two little children stuck in the bodies of grown ups.
Но одно другого не исключает, на мой взгляд.
В обыкновенной школе, как правило, исключает. Либо ты выбираешь, что тебе хочется делать и делаешь это хорошо, а остальное не делаешь и получаешь за остальное двойки. Либо ты делаешь все, что надо, и получаешь пятерки. Человек не может интересоваться всем, и если он следует своим интересам, то неизбежно будут и области, на которые не хватает времени, сил и заинтересованности. Для отличника эта ситуация невозможна - нельзя забить на что-то в угоду интересу. Поэтому отличник привыкает делать все хорошо, но ничем особенно не интересоваться. Но это я описываю свой опыт. При этом мне в школе именно обучение мне давалось легко, а тяготило отсутствие интереса, апатия, скука, тревога и перфекционизм.
Теперь пытаюсь из Гермионы Гренджер превратиться в Луну Лавгуд =)

"Двоечник" - бездельничать
Да ладно, почти все двоечники не бездельничают, а тоже чем-то увлекаются, просто это что-то не ценится в системе образования.

Кстати, насчет "человека, привыкшего делать". Я вот знаю, что мне надо делать или хорошо, или никак (иначе буду сильно тревожиться). Поэтому я стараюсь откосить от дел, особенно тех, в которых возможна оценка. Лучше не сделать, чем сделать плохо. Тоже такой побочный эффект отличничества.

2013-10-11 в 11:05 

Sinica
Ульве,
в целом я с вами согласна.
Для меня отличник - это не "пятёрошник" круглый, а человек, привыкший понимать суть.
Но, как правило, это и оценивается на "пять" )

По работе писала рекламный текст о навороченных японских линзах для очков, и коллега очень доступно объяснил принцип их действия. "Откуда ты это знаешь? - В школе по физике изучали".
А я вот ребёнку принцип грозы объяснить не могу )))

То есть знать то, что тебе интересно, - это принцип большинства из нас.
А отличнику интересно узнавание само по себе.
Это внутренняя самодисциплина, а не невротический страх перед внутренним "надо".

2013-10-11 в 13:56 

Ульве
They were two little children stuck in the bodies of grown ups.
Sinica,
Для меня отличник - это не "пятёрошник" круглый, а человек, привыкший понимать суть.
Но, как правило, это и оценивается на "пять" )

Здесь я прямо не могу не привести этот пример - про чашки и куски сахара. Логика и понимание сути наказуемы! Думаю, у всех случались такие инциденты, когда решаешь что-то по-своему, правильно, но "мы этого еще не проходили" или "в методичке написано по-другому".

А вообще да, мне тоже кажется классным, когда человек привык понимать суть и ему это нравится. Тогда у него возникает внутренняя мотивация к узнаванию нового. Но внутренняя мотивация очень легко убивается внешней - стоит пару раз поощрить ребенка за выученный урок, и в следующий раз он будет учить его уже не ради знаний, а ради поощрения (это доказано во множестве исследований, кстати) (а со штуками, которые изначально не интересны, все наоборот - поощрение вызывает к ним хоть какой-то интерес).
Обучиться внутренней дисциплине в обстановке с постоянной внешней дисциплиной тоже сложно. Как человек должен сам научиться решать, чем и сколько заниматься, например, если в школе он этого никогда не решает? Как он может оценить свои действия, если в школе он никогда этого не делает (все оценивают за него)?

Прочитал наконец-то текст про отличников и двоечников, и оказалось, что я даже не двоечник, я - антиотличник. В меня так упорно впихивали все это отличничество, что теперь оно вызывает во мне стойкое отвращение и я все делаю наоборот =) По крайней мере, очень стараюсь, а когда вдруг не получается, очень расстраиваюсь и перестаю себя уважать.

2013-10-11 в 14:07 

Sinica
Ульве,
про чашки и куски сахара: в конце 4 класса дочь писала ЕМТ - единый муниципальный тест.
Вопросы там были типа: морковь, персик, капуста, помидор. Отметь галочкой фрукт.
- И если "персик" был подчёркнут или взят в кружок - ответ не засчитывался.
В задании ясно сказано: отметь галочкой!

- Как нам объясняла классная, такие задания призваны вырабатывать у детей внимание к вопросу, к тому, что от них требуется.

И потом, когда я предлагала дочке дополнить какой-то ответ по математике или по русскому, она отказывалась: в задании этого не требуется!

Конечно, это маразм, на мой взгляд.

Но внутренняя мотивация очень легко убивается внешней - стоит пару раз поощрить ребенка за выученный урок, и в следующий раз он будет учить его уже не ради знаний, а ради поощрения (это доказано во множестве исследований, кстати)
ну и что? ) это так ужасно? ))))
мне кажется, мотивация (если это не угрозы какие-нибудь) неважна, если есть результат )

Обучиться внутренней дисциплине в обстановке с постоянной внешней дисциплиной тоже сложно.
тут согласна.
Я думаю, в условиях современной школы это невозможно.
Вот в вузе - да )

2013-10-11 в 14:21 

Ульве
They were two little children stuck in the bodies of grown ups.
ну и что? ) это так ужасно? ))))
Ну и как только поощрения кончатся, ребенок перестанет все делать. Окончив школу, он уже не захочет больше никогда узнавать что-то новое (ведь за это уже не поставят оценку). Это грустно, по-моему. Это крайность, конечно, обычно у людей сохраняются какие-то остатки мотивации, но сама тенденция к такому печальна.

2013-10-11 в 15:08 

Sinica
Ульве,
с моей точки зрения, мотивация важна, чтобы закрепить привычку.
Потом, под поощрением я понимаю не оценку и не материальное вознаграждение, а похвалу, восхищение - какая умница, молодец!

Вообще уважение учителя, одноклассников - это тоже мощный стимул быть отличником )
Во взрослой жизни его не будет, да.
Но навыки, хочется верить, останутся ))

2013-10-12 в 06:21 

мушка комарова
Душка-занудушка
Sinica,
навыки, хочется верить, останутся ))
Иногда бывает обратная реакция - "праздник непослушания". Когда вдруг исчезают кнут и пряник, ты вдруг понимаешь, что можно не делать "вот этого" (неважно чего - чего-то, что раньше достигалось применением к тебе кнута и пряника).
Хотя, в общем, осознание такой штуки должно быть само по себе настолько классно, что ради него можно и пожить в ситуации "кнут и пряник".

URL
2013-10-12 в 06:30 

апофатия
непрерывный суицирк
Хотя, в общем, осознание такой штуки должно быть само по себе настолько классно, что ради него можно и пожить в ситуации "кнут и пряник".

мушка комарова, я об этом недавно думала как раз. Возможно, подросшие "отличники" как никто другой умеют ценить свободу действий и мыслей.

А еще мне в последние дни чего-то везет на статьи по сабжу. Делюсь.
про "лентяев"

2013-10-12 в 09:06 

мушка комарова
Душка-занудушка
рана бытия, интересная статья, очень понравилась! Спасибо )

URL
2013-10-26 в 05:38 

Yayoi_desu
Спасибо родной школе за мой невроз - будь он трижды здоров. О таких местах как Саммерхилл всегда слушаю с чувством, что рассказывают мне сказку - очень хорошую и добрую. Хотелось бы, чтоб таких мест было побольше, спасибо за интересный рассказ.

2013-10-26 в 17:18 

мушка комарова
Душка-занудушка
URL
2013-11-12 в 22:53 

Вот, возможно вам будет интересно почитать: раз и два.

URL
2013-11-13 в 06:44 

мушка комарова
Душка-занудушка
Гость, спасибо, очень классно!

URL
     

Little Fly

главная