09:19 

Дню Учителя посвящается…

мушка комарова
Душка-занудушка
Так как у нас сегодня День Учителя… А у меня есть, что сказать на эту тему…
Я иногда сомневаюсь, хороший ли я учитель. У меня, например, всегда очень фигово с дисциплиной. Недавно устроилась на новую работу, уже успела провести там несколько уроков (не своих! заменяла) – и меня первым делом спросили, мол, почему я не убираю бардак в классе перед тем, как зайдут новые дети, и почему у меня мальчик качался на стуле, а я не подошла и не сделала ему тихонько замечания.
Возможно, этому придется научиться. Но вообще-то, я сама периодически живу в бардаке и сама люблю качаться на стульях. Вот какого черта я могу это делать, а ребенок – нет?
…Тут ответ, конечно, будет стандартный: мол, дети маленькие, они еще не знают, что правильно, а что нет, им надо показать, их надо научить и ты ды. (Добавлю в скобках: чтобы, научившись «как правильно» и став, НАКОНЕЦ, взрослыми, они могли с чистой совестью забить на эти занудные правила).
Единственный известный мне пример, который показывает, что можно по-другому (уже 92 года показывает!), - это школа Саммерхилл в Англии. Ее создал Александр Нилл в 1921 году. Это такая школа-пансион (то есть ученики там живут), в которой на уроки ходить не обязательно. Теоретически ребенок может НИКОГДА не посетить ни одного урока. Точно так же ребенок может выйти с урока в любой момент и пойти по своим делам. Все сами выбирают, куда им ходить. Еще есть совет школы, состоящий из всех учеников и персонала (учеников, разумеется, больше) – так вот, голос есть у каждого. И голос какого-нибудь пятилетнего ученика равен голосу директора школы, вот такое вот веселое местечко.
А самое интересное – эта система работает!
То есть дети действительно выбирают то, что им интересно, и в этой области добиваются очень высоких результатов. Просто потому, что их никто не заставляет. Я уже молчу про то, что они гораздо счастливее и ответственнее детей из любой обычной школы.
Кстати, в Саммерхилле куча правил и законов, типа: «Никогда не катайтесь на велосипедах маленьких детей, даже если они вам разрешили». «Не залазьте на наше большое дерево в холодную и влажную погоду». Всего законов около 200. И я так полагаю, что они выполняются (я также догадываюсь, что придумывали их все сообща, взрослые с детьми).
Короче, это – для меня – идеальная школа.
...И никаких проблем с дисциплиной на уроках. То есть я в Саммерхилле не была, но я легко представляю, как это работает. Почему возникают проблемы? – потому что человеку становится скучно, и он не знает, куда себя деть. Он бы с радостью вышел и занялся более интересным делом, да нельзя. А в Саммерхилле - можно: он и выходит (без чувства вины, заметьте!). А все, кто сидит в классе, значит, по-настоящему заинтересованы.
(Опять же, преподу весело, потому что учить детей, которые в любой момент могут свалить с твоего урока – это особое искусство, тут никакой лажи допускать нельзя, или против тебя проголосуют ногами!).

На закуску – несколько цитат А. Нилла:

«Очевидно, что школа, которая заставляет детей, активных по своей природе, все время сидеть за партами, изучая по большей части бесполезные предметы, — это плохая школа».

«Ни один педагог на свете не имеет права лечить ребенка от желания извлекать шум из барабана. Единственное, от чего можно лечить, — это несчастливость».

"Саммерхилл — это такое место, где имеющие способности и желание заниматься наукой станут учеными, а желающие мести улицы будут их мести. Мы, правда, до сих пор не вырастили ни одного дворника. Я пишу это без всякого снобизма, потому что мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят ученые-невротики".

Ах, да, и есть еще четырех-серийный художественный фильм про Саммерхилл, я его не смотрела, но сейчас качаю и планирую посмотреть. Ссылка вот:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2850046

@темы: Ученички, Интересно

URL
Комментарии
2013-10-09 в 18:03 

Sinica
мушка комарова,
Школа - не единственный ведь источник знаний о мире )
безусловно )))

тут дело не только в накоплении и освоении знаний, хотя и это тоже важно, - сколько в воспитании добросовестности.
Делать всё хорошо )
в смысле - выполнять все домашние задания.

В будущем это качество - выполнять порученное качественно - очень важно, я думаю.

2013-10-10 в 03:13 

Ульве
They were two little children stuck in the bodies of grown ups.
Обычно интересы у детей меняются. Редко найдется человек, который с самого детства и всю жизнь интересуется какой-то узкой областью (но это тоже неплохо, быть хорошим специалистом в своей области). К тому же все связано, нельзя изучать ядерную физику без всей остальной физики, химии, математики, философии, истории и тд. И так же с другими дисциплинами. А еще дети общаются между собой и учат друг друга.
Sinica,
В будущем это качество - выполнять порученное качественно - очень важно, я думаю.
Вот не знаю, сомнительное какое-то качество. У меня такое есть, я пытаюсь от него избавиться, очень уж жить мешает. Лучше бы у меня было качество различать, что действительно надо сделать хорошо, что можно сделать кое-как и что можно вообще не делать. И еще чтобы было качество понимать, чего хочется мне самому, и хорошо делать именно это. Но такие качества теперь уже сложно приобрести.

мушка комарова,
Убила бы всех на месте! Такое ощущение, что такие училки - старые девы, которым теперь завидно и оскорбительно, если кто-то при них выглядит по-женски привлекательно (
Все-таки напишу, не хочу обидеть или что-то такое, просто задело. Обвинение учительниц в том, что они "старые девы" и завидуют, поддерживает стереотип о том, что без внимания мужчины женщина "не состоялась", что умаляет самоценность личности женщины. Это кажется мне оскорбительным. Подобные правила вводят и педагоги-мужчины (они-то чему завидуют?). В действительности, у учительницы может быть много причин вводить такие ограничения, и вообще мне кажется, что это не личная инициатива учителей, они просто вынуждены транслировать (озвученные или скрытые) правила начальства, общества в целом или какой-то группы. Но даже если личная инициатива, это не повод делать выводы о личной жизни человека и упрекать его за нее.

2013-10-10 в 06:29 

мушка комарова
Душка-занудушка
Ульве, стереотип о том, что без внимания мужчины женщина "не состоялась"
Да, видимо, у меня в голове как раз и есть этот стереотип ))))) Я действительно считаю, что без внимания мужчины средняя женщина - не состоялась. Состоялась без его внимания - какая-нибудь мать Тереза, разве что )
И мужчина без женщины (в моем представлении) не состоялся. Разве что это Никола Тесла :-D

не повод делать выводы о личной жизни человека и упрекать его за нее
НЕ за нее. Быть старой девой - не вина, а беда (ИМХО, конечно). А за то, что другим иначе жить не позволяешь.
Хотя Вы, конечно, правы, что это могут быть не личные требования учителя, а стандарты, введенные кем-то другим. Ну, значит этого "кого-то другого" - найти и прибить нафиг! *кровожадный оскал*

Sinica,
Делать всё хорошо )
в смысле - выполнять все домашние задания

Тут я соглашусь с Ульве, что полезность этого качества - сомнительная. Я бы тоже предпочла, чтобы у меня за школьные годы не это качество выработалось, а умение забить на д/з ради чего-нибудь более жизненного.

URL
2013-10-10 в 10:27 

Sinica
Ульве, мушка комарова,
еще чтобы было качество понимать, чего хочется мне самому, и хорошо делать именно это.
это вообще главное, определяющее и смысл жизни каждого человека, и способность быть счастливым, по-моему )

Но одно другого не исключает, на мой взгляд.

Оффтоп:

Я беседовала как-то с учителем одной из наших гимназий, он говорил о том, что отличник - это вовсе не ботаник и не зубрила, для которого форма (оценка) важнее содержания (собственно знаний).
Учёба, освоение нового - это вообще один из самых сложных процессов для человека. Отличник - человек с хорошей памятью, концентрированностью внимания, но кроме этого - усидчивый и привыкший делать хорошо всё, что задано. В старших классах сложно справляться с объёмом домашних заданий, поэтому отличник умеет распределить время и силы.
Собственно, все эти качества нужны и во взрослой жизни. Всегда приятно иметь дело с грамотным и исполнительным человеком. Творческие раздолбаи бывают прекрасны, но добросовестное исполнение в срок, как правило, ценнее.

2013-10-10 в 10:50 

апофатия
непрерывный суицирк
Sinica,
позвольте вклиниться в дискуссию, больно интересная тема. И задать вопрос.

Творческие раздолбаи бывают прекрасны, но добросовестное исполнение в срок, как правило, ценнее.
Для кого - "ценнее"? И/или для чего?
Интересно, право же.

Ну и не могу не оставить ссылку, мне кажется, она будет здесь в тему.
про отличников и двоечников

2013-10-10 в 11:19 

Sinica
рана бытия,
но добросовестное исполнение в срок, как правило, ценнее.
Для кого - "ценнее"? И/или для чего?

я имела в виду себя. Мне приятнее работать с ответственными людьми )
с раздолбаями-двоечниками намучилась уже )

Ссылка в тему )))
но она более широкого плана, психологичного )
в том смысле, что отличник - зашоренный и задёрганный невротик, которого внутри кто-то всё время тянет за нить - вставай, делай, вперёд... а он не хочет, но делает.
А двоечник - счастливый раздолбай, который делает только то, что хочет.

С обоими утверждениями можно поспорить )
но я бы сказала, что "отличник" - человек, привыкший делать.
"Двоечник" - бездельничать )

2013-10-10 в 11:30 

апофатия
непрерывный суицирк
Sinica,

я имела в виду себя. Мне приятнее работать с ответственными людьми )
с раздолбаями-двоечниками намучилась уже )

Теперь поняла, большое спасибо!

но я бы сказала, что "отличник" - человек, привыкший делать. "Двоечник" - бездельничать )
А после этой фразы поняла еще больше. Наверное, дело в том, насколько важна для отдельно взятого человека т.н. "функциональность" (пардон, не могу подобрать слово попроще и поконкретнее) - как собственная, так и окружающих.

но она более широкого плана, психологичного )
в том смысле, что отличник - зашоренный и задёрганный невротик, которого внутри кто-то всё время тянет за нить - вставай, делай, вперёд... а он не хочет, но делает. А двоечник - счастливый раздолбай, который делает только то, что хочет.

Ага, психологично. Но "корни" характеров во многом растут прямиком из школьной скамьи.
Мне вот, кстати, не показалось, что симпатии автора всецело лежат на стороне "двоечников". И у тех, и у других - свои достоинства-недостатки, особенности.

А еще подумалось оффтопом.
Будет ли хорошо в "Саммерхилле" ребенку, который от рождения - весь такой "маленький взрослый", серьезный-гиперответственный-педантичный? Или подобный склад характера может быть только результатом пережитой травмы/последствием ошибок воспитания?

2013-10-10 в 11:35 

Sinica
рана бытия,
спасибо за понимание )))

Это серьёзный вопрос, конечно.
Который решаешь каждый день, глядя на своего ребёнка ))))

подобный склад характера может быть только результатом пережитой травмы/последствием ошибок воспитания?
для меня пример гиперответственного ребёнка - Гермиона из "Гарри Поттера" )
наверно, своим стремлением всё делать хорошо она что-то компенсировала, какие-то комплексы.
Но с другой стороны - ей нравилось учиться, у неё это получалось.

Или вы что-то другое имели в виду? )

2013-10-10 в 11:43 

апофатия
непрерывный суицирк
Sinica,

Гермиона - не то. Она и повеселиться умеет, и подколоть, если требуется.
Мне вспомнилась одна грустная девочка, с которой мы повстречались на детском утреннике. Девочка печально сидела в уголке и говорила о том, как неинтересны ей все эти забавы и прочее праздничное. И о том, как она придет домой и будет рисовать серьезные и грустные картины.

2013-10-10 в 11:48 

Sinica
рана бытия,
да, звучит грустно )
мне вроде бы такие дети не попадались ещё.
Но вообще этот момент - когда ребёнку неинтересно то, что развлекает большинство его сверстников, - бывает )
впрочем, это уже не о гиперответственности речь.

2013-10-10 в 16:43 

мушка комарова
Душка-занудушка
Ой, что тут происходит! Как интересно-то! )))
Статья про отличников и двоечников прикольная )))
С ужасом узнала в отличниках себя :-D
У меня есть друг, который в школе не делал д/з практически совсем. И уроки прогуливал. Это не мешает ему очень ответственно относиться к своей работе.

URL
2013-10-10 в 17:02 

апофатия
непрерывный суицирк
мушка комарова,

С ужасом узнала в отличниках себя
А я себя ни в ком не узнала. Отличник из меня никудышный, а для того, чтобы быть настоящим двоечником, хорошо бы иметь побольше воли к жизни.
Предлагаю ввести третью категорию - "освобожден и не ходил". :smiletxt:

2013-10-10 в 17:18 

Sinica
рана бытия,
Предлагаю ввести третью категорию - "освобожден и не ходил".
:-D

2013-10-10 в 17:33 

мушка комарова
Душка-занудушка
рана бытия, кстати, да, очень удачное дополнение! )

URL
2013-10-10 в 20:38 

Ульве
They were two little children stuck in the bodies of grown ups.
Но одно другого не исключает, на мой взгляд.
В обыкновенной школе, как правило, исключает. Либо ты выбираешь, что тебе хочется делать и делаешь это хорошо, а остальное не делаешь и получаешь за остальное двойки. Либо ты делаешь все, что надо, и получаешь пятерки. Человек не может интересоваться всем, и если он следует своим интересам, то неизбежно будут и области, на которые не хватает времени, сил и заинтересованности. Для отличника эта ситуация невозможна - нельзя забить на что-то в угоду интересу. Поэтому отличник привыкает делать все хорошо, но ничем особенно не интересоваться. Но это я описываю свой опыт. При этом мне в школе именно обучение мне давалось легко, а тяготило отсутствие интереса, апатия, скука, тревога и перфекционизм.
Теперь пытаюсь из Гермионы Гренджер превратиться в Луну Лавгуд =)

"Двоечник" - бездельничать
Да ладно, почти все двоечники не бездельничают, а тоже чем-то увлекаются, просто это что-то не ценится в системе образования.

Кстати, насчет "человека, привыкшего делать". Я вот знаю, что мне надо делать или хорошо, или никак (иначе буду сильно тревожиться). Поэтому я стараюсь откосить от дел, особенно тех, в которых возможна оценка. Лучше не сделать, чем сделать плохо. Тоже такой побочный эффект отличничества.

2013-10-11 в 11:05 

Sinica
Ульве,
в целом я с вами согласна.
Для меня отличник - это не "пятёрошник" круглый, а человек, привыкший понимать суть.
Но, как правило, это и оценивается на "пять" )

По работе писала рекламный текст о навороченных японских линзах для очков, и коллега очень доступно объяснил принцип их действия. "Откуда ты это знаешь? - В школе по физике изучали".
А я вот ребёнку принцип грозы объяснить не могу )))

То есть знать то, что тебе интересно, - это принцип большинства из нас.
А отличнику интересно узнавание само по себе.
Это внутренняя самодисциплина, а не невротический страх перед внутренним "надо".

2013-10-11 в 13:56 

Ульве
They were two little children stuck in the bodies of grown ups.
Sinica,
Для меня отличник - это не "пятёрошник" круглый, а человек, привыкший понимать суть.
Но, как правило, это и оценивается на "пять" )

Здесь я прямо не могу не привести этот пример - про чашки и куски сахара. Логика и понимание сути наказуемы! Думаю, у всех случались такие инциденты, когда решаешь что-то по-своему, правильно, но "мы этого еще не проходили" или "в методичке написано по-другому".

А вообще да, мне тоже кажется классным, когда человек привык понимать суть и ему это нравится. Тогда у него возникает внутренняя мотивация к узнаванию нового. Но внутренняя мотивация очень легко убивается внешней - стоит пару раз поощрить ребенка за выученный урок, и в следующий раз он будет учить его уже не ради знаний, а ради поощрения (это доказано во множестве исследований, кстати) (а со штуками, которые изначально не интересны, все наоборот - поощрение вызывает к ним хоть какой-то интерес).
Обучиться внутренней дисциплине в обстановке с постоянной внешней дисциплиной тоже сложно. Как человек должен сам научиться решать, чем и сколько заниматься, например, если в школе он этого никогда не решает? Как он может оценить свои действия, если в школе он никогда этого не делает (все оценивают за него)?

Прочитал наконец-то текст про отличников и двоечников, и оказалось, что я даже не двоечник, я - антиотличник. В меня так упорно впихивали все это отличничество, что теперь оно вызывает во мне стойкое отвращение и я все делаю наоборот =) По крайней мере, очень стараюсь, а когда вдруг не получается, очень расстраиваюсь и перестаю себя уважать.

2013-10-11 в 14:07 

Sinica
Ульве,
про чашки и куски сахара: в конце 4 класса дочь писала ЕМТ - единый муниципальный тест.
Вопросы там были типа: морковь, персик, капуста, помидор. Отметь галочкой фрукт.
- И если "персик" был подчёркнут или взят в кружок - ответ не засчитывался.
В задании ясно сказано: отметь галочкой!

- Как нам объясняла классная, такие задания призваны вырабатывать у детей внимание к вопросу, к тому, что от них требуется.

И потом, когда я предлагала дочке дополнить какой-то ответ по математике или по русскому, она отказывалась: в задании этого не требуется!

Конечно, это маразм, на мой взгляд.

Но внутренняя мотивация очень легко убивается внешней - стоит пару раз поощрить ребенка за выученный урок, и в следующий раз он будет учить его уже не ради знаний, а ради поощрения (это доказано во множестве исследований, кстати)
ну и что? ) это так ужасно? ))))
мне кажется, мотивация (если это не угрозы какие-нибудь) неважна, если есть результат )

Обучиться внутренней дисциплине в обстановке с постоянной внешней дисциплиной тоже сложно.
тут согласна.
Я думаю, в условиях современной школы это невозможно.
Вот в вузе - да )

2013-10-11 в 14:21 

Ульве
They were two little children stuck in the bodies of grown ups.
ну и что? ) это так ужасно? ))))
Ну и как только поощрения кончатся, ребенок перестанет все делать. Окончив школу, он уже не захочет больше никогда узнавать что-то новое (ведь за это уже не поставят оценку). Это грустно, по-моему. Это крайность, конечно, обычно у людей сохраняются какие-то остатки мотивации, но сама тенденция к такому печальна.

2013-10-11 в 15:08 

Sinica
Ульве,
с моей точки зрения, мотивация важна, чтобы закрепить привычку.
Потом, под поощрением я понимаю не оценку и не материальное вознаграждение, а похвалу, восхищение - какая умница, молодец!

Вообще уважение учителя, одноклассников - это тоже мощный стимул быть отличником )
Во взрослой жизни его не будет, да.
Но навыки, хочется верить, останутся ))

2013-10-12 в 06:21 

мушка комарова
Душка-занудушка
Sinica,
навыки, хочется верить, останутся ))
Иногда бывает обратная реакция - "праздник непослушания". Когда вдруг исчезают кнут и пряник, ты вдруг понимаешь, что можно не делать "вот этого" (неважно чего - чего-то, что раньше достигалось применением к тебе кнута и пряника).
Хотя, в общем, осознание такой штуки должно быть само по себе настолько классно, что ради него можно и пожить в ситуации "кнут и пряник".

URL
2013-10-12 в 06:30 

апофатия
непрерывный суицирк
Хотя, в общем, осознание такой штуки должно быть само по себе настолько классно, что ради него можно и пожить в ситуации "кнут и пряник".

мушка комарова, я об этом недавно думала как раз. Возможно, подросшие "отличники" как никто другой умеют ценить свободу действий и мыслей.

А еще мне в последние дни чего-то везет на статьи по сабжу. Делюсь.
про "лентяев"

2013-10-12 в 09:06 

мушка комарова
Душка-занудушка
рана бытия, интересная статья, очень понравилась! Спасибо )

URL
2013-10-26 в 05:38 

Yayoi_desu
Спасибо родной школе за мой невроз - будь он трижды здоров. О таких местах как Саммерхилл всегда слушаю с чувством, что рассказывают мне сказку - очень хорошую и добрую. Хотелось бы, чтоб таких мест было побольше, спасибо за интересный рассказ.

2013-10-26 в 17:18 

мушка комарова
Душка-занудушка
URL
2013-11-12 в 22:53 

Вот, возможно вам будет интересно почитать: раз и два.

URL
2013-11-13 в 06:44 

мушка комарова
Душка-занудушка
Гость, спасибо, очень классно!

URL
     

Little Fly

главная